...у нас можно можно купить моторные масла Liqui Moly, Alpine, Texaco, Chevron, Comma, Titan, Castrol, Divinol, Areca, Meguin, Aral, Total, Elf, присадки Liqui Moly, фильтры Knecht, Purflux, Mann, аккумуляторы Exide, Bosch, Baren, Ista и др., автокосметика и автохимия Turtle Wax, Presto, Cyclo...

Устойчивость автомобиля - о шинах и не только.

  Устойчивость автомобиля — это способность транспортного средства противостоять скольжению (заносу) или опрокидыванию. Исходя из направления опрокидывания, различают поперечную или продольную устойчивость. Нарушения поперечной устойчивости автомобиля встречаются гораздо чаще, поскольку они возникают в результате действия на него боковых сил. К таким силам относят: центробежную, поперечную составляющую силы тяжести, силу действия бокового ветра, а также силы, возникающие вследствие ударов неровности дорожного полотна.

 

  Устойчивость автомобиля зависит от таких факторов: массы и высоты центра тяжести автомобиля, ширины колёсной базы, размера шин, их состояния и конструкции, радиуса кривизны дорожного полотна и его состояния, состояния и конструкции тормозов, скорости движения и его направления, навыков водителя.

Чем выше располагается центр тяжести транспортного средства, тем больше вероятность его опрокидывания. Наличие различных грузов в салоне или кузове автомобиля, особенно крупногабаритных, приводит к увеличению высоты центра тяжести автомобиля. Это значительно снижает его устойчивость. 

  Кроме вышеперечисленных факторов, значительное влияние на устойчивость автомобиля оказывает скорость поворота колёс. Достаточно резкий поворот управляемых колёс может стать причиной нарушения устойчивости транспортного средства. 

  Движение вверх либо по кривой приводит к возникновению дополнительных сил, увеличивающих вероятность опрокидывания транспортного средства. Например, перемещение грузов и пассажиров в сторону поперечной силы, вызывает смещение центра тяжести. Вследствие этого повышается опасность опрокидывания машины. В результате действия указанных поперечных сил, начинается деформация шин автомобиля. При этом указанная деформация происходит сразу в двух направлениях — поперечном и радиальном. При достаточно большом значении поперечных сил, шины начинают контактировать с дорожным полотном частью боковины. Эта часть менее эластична в сравнении с её протектором. При больших перегрузках даже возможно полное сплющивание шины. Это приводит к врезанию ободов колеса в поверхностные слои дороги и к механическому зацеплению. 

  В случае заноса на транспортное средство действует центробежная (поперечная) сила. Она появляется в результате отклонении направления движения автомобиля от прямолинейного. Вероятность возникновения заноса увеличивается на крутых поворотах и скользкой дороге. 

  Одновременный занос обеих осей автомобиля встречается довольно редко. Чаще всего скольжение начинается с одной оси. Наиболее часто встречается занос именно задней оси. На неё действует сила, превышающая силы, действующие на переднюю ось, в несколько раз. А вот в ходе торможения, сила сцепления для задних колес автомобиля уменьшается. Это приводит к перераспределения нагрузки на заднюю ось, то есть способствует заносу. Занос на задней оси не только более вероятен, но и намного опаснее, чем занос на передней оси. Занос передней оси вполне может погаснуть автоматически, поскольку инерционный момент и центробежная сила начинают противодействовать сносу передней части транспортного средства. А вот погасить занос задней оси необходимо с помощью поворота колеса в ту или иную сторону. 

  Понижение поперечной устойчивости автомобиля чаще всего наблюдается во время торможения. В данном случае, в месте контакта шины с дорожным полотном, начинают действовать силы торможения. Это приводит к тому, что колеса автомобиля начинают утрачивать способность реагировать на поперечные силы. Это может привести к блокировке колёс. В случае наступления такой блокировки автомобиль очень легко переходит в состояние заноса. Если первыми блокируются передние колеса, то занос может и не возникнуть, однако автомобиль полностью теряет управляемость. Повороты такими заблокированными колесами не дают возможность менять направление движения автомобиля. 

  Из числа факторов, которые изменяются в ходе эксплуатации автомобиля, наиболее значимыми для сохранения его устойчивости, являются техническое состояние тормозной системы и шин. По мере износа шины, начинает ухудшаться сцепление колёс с дорожным полотном. Это приводит к увеличению вероятности наступления боковых заносов. Именно поэтому, использование изношенных шин недопустимо. Неточная регулировка тормозной системы приводит к возникновению разницы в величинах тормозных моментов и возникновению поворачивающего момента. Это также вызывает значительное понижение устойчивости автомобиля. 

Для обеспечения безопасности вождения автомобиля, в том числе и на высоких скоростях, надо стремиться максимально повысить его устойчивость. Для этого надо понизить центр тяжести, контролировать состояние тормозной системы и соблюдать скоростной режим движения.

Яндекс.Метрика

*
*
*
*
*
*

Поля, отмеченные звездочками (*) обязательны.

Google+